Адрес удачи

Анюй — река щедрая

В Хабаровском крае немало рек, но река Анюй особая. Прошло уже много лет, как я был на ней последний раз, но забыть ее не могу. Чистейшая вода, по берегам деревья разных пород, а над почвой лимонник развесил свои красивые гроздья. На Анюе бывал неоднократно с моими друзьями Александром Золотовым и Валентином Степановичем, и всегда он принимал нас гостеприимно.

В реке обитает таймень, ленок и хариус, нерестится горбуша. Она проходит тысячи километров из океана по Амуру, а потом устремляется в горные реки, как Анюй. Горбуша идет к своему месту рождения, там она нерестится. Здесь же и погибает, оставляя после себя потомство в виде оплодотворенной икры, появляющиеся из которой мальки, вновь скатываются по рекам в океан. Все это мне приходилось видеть своими глазами. Незабываемое зрелище! Когда идет горбуша, стоит шум, рыба буквально пробивается через перекаты, сметая все на своем пути. К месту нереста она приходит израненная и отощавшая, но цели своей достигает всегда, если не попадет в сеть браконьерам или в зубы и лапы хищников.

На Анюй мы ездили не ради горбуши. Нас интересовал хариус, уж очень интересно его ловить. Надо иметь сноровку, чтобы успеть подсечь эту юркую рыбу во время поклевки. Когда я вытащил первого хариуса, мои друзья решили «посвятить» меня в рыбаки. Вот как выглядел этот ритуал. Надо было вспороть живот рыбе, ополоснуть ее в воде, посолить, поперчить, принять рыбацкую чарку и закусить сырой рыбой. Что ж, пришлось все это проделать. Но когда вспорол живот хариуса, в нем оказалась икра. Откуда она взялась? Оказывается, хариусы большие любители во время нереста горбуши питаться ее икрой. Губа, как говорится, не дура. Но еще более прожорлив ленок. Он намного крупнее, соответственно и икры пожирает больше.

Проходя вдоль берега, я обратил внимание на необычные всплески на водной глади. Подошел поближе и увидел такую картину: у дна стоит, не шевелясь, стая рыб. Я понял, что они ждут добычу. И тут снова всплеск — очередной бросок, и так несколько раз подряд — шла охота за скатывающимися по течению икринками.

Тут я и решил попытать рыбацкое счастье. Достаю заветную икринку — именно на икру мы начали ловить, другой наживки в это время не требуется. Аккуратно насаживаю ее на крючок и забрасываю, подвожу к морде ленка, а он отворачивается. Вот это новость! Вынимаю крючок из воды и насаживаю несколько икринок. Ленок с такой силой хватанул наживку, что мое удилище переломилось на две части. С большим трудом удалось подхватить тонкий конец удилища и вытащить добычу на берег. В моих руках оказался красавец около двух килограммов — песочного цвета чешуя с зелеными крапинками. «Вот это маскировка», — подумал я.

А на перекате между тем, кипели страсти. Наловчившись, мои товарищи таскали хариусов одного за другим.

Как всегда, рыбалка заканчивается ухой. В дело пошел и мой улов. Уха так и называется — анюйская, и готовят ее по особому рецепту. Рецепт простой: речная вода, свежая рыба, приправы и обязательно икра.

В дополнение — задушевный разговор с друзьями у костра.

Приезжай на шарабан

Накануне Дня пограничника позвонил ветеран погранвойск Борис Голышев и пригласил «на шарабан». Я спросил: «А где он находится?» Борис рассмеялся и сказал, что шарабан — это не место, это — не населенный пункт и не улица. Вот приедешь, мол, тогда и узнаешь, что такое шарабан, но приезжай не один, а с Тамарой (так зовут мою жену).

В назначенный день и час мы приехали в указанное место, где бывали и раньше. Уж очень хороша там рыбалка. Место это — протока Казакевича, недалеко от Хабаровска.

Встретили нас гостеприимные хозяева. Спрашиваю: «Ну, где же ваш шарабан?» «Не торопитесь, все будет», — последовал ответ. Раздается сигнал — удар в гильзу, извещающий гостей о приглашении к столу. Стол походный. Вначале была предложена уха, но меня интересовал шарабан. Что же это такое? И вот наступил долгожданный момент — нас приглашают к шарабану. Оказалось, что это устройство, где готовится рыба. Не помню всех деталей его конструкции, но в принципе — это металлический ящик с решеткой посредине, куда укладывается рыба, а под решеткой размещаются ветки ольхи. Разводится костер, от которого нагревается дно металлического ящика, а тлеющая там ольха передает жар и запах дыма рыбе, начиненной разными пряностями. И так получается копчено-жареная рыба, которую здесь и называют шарабаном. Потом бывал в гостях у многих рыбаков, но такого вкусного кушанья нигде не пробовал.

На уссури

Март месяц — это разгар зимней рыбалки на Дальнем Востоке. В это время года уже сильнее греет солнце и просыпается рыба. Каждый рыбак готовит к рыбалке по последнему льду свои снасти. В арсенал входят обязательно: пешня, блесны разного предназначения, как правило, самоделки, искусно сделанные собственными руками.

Лед на реках промерзает на метр и больше. И прежде, чем приступить к рыбалке, надо хорошо потрудиться: пробить не одну, а две-три лунки. Ну а когда они будут готовы, набраться терпения и тогда результат будет.

Я испытывал истинное удовольствие от зимней рыбалки. Кроме прочего, она хороша тем, что нет комаров и мошки, меньше беспокоит мелкая рыбешка. Обычно мы выезжали на зимнюю рыбалку на реку Уссури или озеро Петропавловское. Бывалые рыбаки знают места, где всегда можно надеяться на хороший улов. Главное — попасть на яму, где зимует рыба.

Однажды приехали на реку Уссури, но по времени запоздали, рыбалка была в полном разгаре. Многие рыбаки уже уезжали. Мы воспользовались готовыми лунками, но рыба не шла.

Но вот один мой товарищ, подал знак рукой: мол, иди сюда. Подойдя к нему, я увидел возле лунки несколько крупных окуней. На мой вопрос — на что ловил — он загадочно улыбнулся, а потом показал окуня, у которого были вырваны глаза. Оказывается, поймав одного «матросика», он решил испробовать способ, знакомый ему с детства. Насадил на крючок рыбий глаз, и дело пошло.

Я последовал его примеру. Поймал несколько приличных окуней и даже щуку.

Вот такая она получилась рыбалка на реке Уссури.

Калужонок

В Амуре водится более ста видов рыбы, в том числе и калуга. Раньше ее видеть не видел, ловить не ловил, хотя много слышал от местных рыбаков, да и читал о ней в литературе. Но однажды произошло чудо.

Как-то друзья из амурской флотилии пригласили на вечернюю рыбалку. Катер уже ожидал нас. Поднялись на борт и — вперед. Переплавились на другой берег, подошли поближе к протоке. Я остался на борту катера и стал забрасывать спиннинг. Вечером, как правило, цепляется касатка. Эта небольшая хищница глубоко заглатывает крючок, к тому же она колючая и часто ранит руки. В общем, мало удовольствия получает рыбак, когда клюет только касатка. Правда, две-три штуки для ухи — это неплохо. Касатка придает ей особый вкус.

Но вот в самый разгар рыбалки я почувствовал сильный рывок. Едва не выронил из рук спиннинг. Начал работать катушкой. Чувствовалось, добыча крупная. Главное в такой ситуации — не отпустить леску, держать ее в напряжении. Но сопротивление возрастало. А как поднять рыбину на борт катера, на высоту около двух метров? С трудом приподнял ее из воды. Своим глазам не поверил, когда увидел этого гиганта. Им оказался калужонок, около метра длиной. Когда понял, что сам справиться с ним не смогу, позвал на помощь. На мой зов прибежал мичман из команды катера. Он схватился за леску. Я даже не успел крикнуть, что делать этого нельзя. Калужонок моментально почувствовал слабину, ударил хвостом о борт катера и сорвался с крючка. Естественно, я был некоторое время в шоке: ушла такая добыча. Но потом подумал, а может, случившееся к лучшему. Пусть из калужонка вырастет большая калуга.